Живопись России
XVIII век принес изменения во многие сферы жизни России, не стало исключением и искусство. На смену иконописи приходит живопись.
Прорубив «окно в Европу» Петр I отправляет туда отечественных художников. Граверу Алексею Зубову и портретисту Ивану Никитину выпала честь, познакомившись с европейским, положить начало русскому реалистичному искусству. В начале XVIII века с прибытием крупных мастеров из-за границы, где они изучали «портретную» и «историческую» живопись, утверждается замена древних традиций у художников.
Древнерусский стиль в иконописи перекатился, пришла новая церковная архитектура с новой церковной живописью. Иконы стали религиозными картинами. Изобразительный язык менялся вместе со всей образной системой, вместе с целями и местом художника в жизни общества.
Среди жанров особенный стимул к развитию получил портрет, интерес к которому начал пробуждаться с середины XVII века. Язык «парсуны» (изображение персоны) крайне условен, фигура имела плоскостную трактовку, почти сливалась с фоном, гамма красок темная. Художник только начинает присматриваться к чертам лица, еще учится улавливать их и добиваться на холсте портретного сходства, пробует понять человека через его облик. Портрет XVIII века еще до середины столетия будет иметь многие черты парсуны.
Искусство расцвело к середине века на волне подъема всей культуры, вдохновителями и созидателями которой были Ломоносов, Радищев, Сумароков, Новиков и др. Русская культура петровских времен взросла на идеях просветительства, соответственно от портретного искусства требовалось воплощение нового идеала личности в смелых живописных решениях.
Крупнейшими мастерами времени стали Антропов и Аргунов, которые вопреки поверхностному восприятию натуры создавали выразительные произведения, красочные, наполненные энергией. К выдающимся художникам того времени относятся Д. Левицкий, Ф. Рокотов и В. Боровиковский, их творчество оказало большое влияние на становление портрета.
|