Рококо
Рококо – это стиль искусства и интерьера 18-го столетия, который характеризуется элегантностью и роскошью. Этот стиль в значительной степени был вытеснен веяньями Неоклассицизма.
Слово Рококо является своеобразной комбинацией французского слова - rocaille, или раковина, и итальянского barocco, означающего стиль в искусстве Барокко. Такое название появилось из-за склонности к подобным раковине кривым и сосредоточивании на декоративных искусствах, некоторые критики использовали этот термин, подразумевая, что этот стиль фриволен или является просто модным на какой-то период времени, но не более; интересно, что первоначально это направление в искусстве определялось термином коллоквиализм в значение "старомодный". Однако, с середины 19-ого столетия, термин был принят историками искусствоведенья. В то время как все еще существуют дебаты относительно исторического значения стиля для искусства вообще, Рококо сейчас широко признан как главный период в развитии европейского искусства.
Рококо, сначала был развит в декоративных искусствах и внутреннем интерьере. Наследники Луи XV Французского принесли определенные изменения в художественной и общей артистической моде королевского двора. К концу господства старого короля богатые барочные проекты уступали более легким элементам с большим количеством кривых и естественных образцов. Эти элементы очевидны в проектах художественного оформления Николаса Пинью. Во время эпохи Регентства, жизнь двора была отодвинута от Версаля и это изменение в стиле искусства, приобрело популярность, сначала при королевском дворе, а затем всюду по французскому аристократическому обществу.
1730-ые годы являлись периодом наибольшей популярности и расцвета Рококо во Франции. Стиль распространился вне архитектуры и мебели к живописи и скульптуре, проявившись в работах таких великих художников, как Антуан Ватто и Франсуа Буше.
Стиль Рококо был распространен французскими художниками в католические части Германии, Богемии и Австрии, где он слился с немецкими барочными традициями.
Беззаботные темы и запутанные проекты Рококо лучше всего отображались в меньшем масштабе, нежели во внушительных масштабных работах, свойственных искусству Барокко. Рококо стиль нашел свое выражение в асимметрии, которая в европейском искусстве была чем-то новым, и этим своим свойством привлекла внимание художников. Эту практику отхода от элементов, выведенных из равновесия для усиления визуального эффекта, называют контрастом (contraste).
Хотя Рококо нашел свое выражение в декоративных искусствах, стиль ясно показал в живописи. Живописцы эпохи Рококо использовали тонкие цвета и изгибающиеся формы, украшая свои холсты херувимами и мифами любви. Портретная живопись была также популярна среди живописцев Рококо. Некоторые работы показывают своего рода непослушание или примесь предметов различных направлений и стилей, показывая историческую тенденцию отходить далеко от ориентации церкви/государства в Барокко. Пейзажи были пасторальными и часто изображали неторопливые пикники аристократических пар.
Жана-Антуана Ватто (Jean-Antoine Watteau) (1684-1721 гг.) вообще считают первым великим живописцем в стиле Рококо. Он оказал большое влияние на более поздних живописцев, включая Франсуа Буше (Francois Boucher) (1703-1770 гг.) и Жана-Оноре Фрагонарда (Jean-Honorе Fragonard) (1732-1806 гг.), два художника последнего периода. Даже работы Томаса Гейнсборуга (1727-1788 гг.) имеют мягкое прикосновение и чувствительность, характерные для стиля Рококо.
|