Рембранд, «Возвращение блудного сына»
Голландская школа в живописи XVII века является одной из наиболее выдающихся. Картина «Возвращение блудного сына» кисти Рембрандта Харменса ванн Рейна – шедевр, который можно без сомнений причислись к золотому фонду мировой живописи. Она была создана маслом на холсте в 1668-1669 годах и сегодня хранится в Государственном музее Эрмитаж. Формат картины 262х205 см.
Выбранный Рембрандтом сюжет неслучаен – он пришел из библейской притчи, которая рассказывает молодом человеке, промотавшем полученную от отца долю наследства и, в конце концов, вернувшемся домой после лишений и мытарств. Сын был прощен отцом, ведь такая любовь выше денег, вещей и всего мирского.
Изображенный на картине момент – эпицентр ситуации. Рыдающий на коленях сын раскаивается за свое недостойное поведение, и единственной целью в жизни видит получить прощение отца. Старик неуверенно ощупывает его плечи, тихо радуясь, что сын, несмотря ни на что, вернулся домой.
Темные, багрово-черные тона картины, грязь и лохмотья сына, красный плащ отца сразу привлекают внимание зрителя Постепенно он замечает и другие запечатленные на холсте образы – сидящих мужчину и женщину, бородача с посохом, которые как-то отстраненно, но всё же с нескрываемым интересом смотрят на блудного сына. Конечно, их эмоции в сравнении с накалом страстей на переднем плане едва различимы, однако это придает картине особую глубину.
Сосредоточенность на отце и сыне, вычленение этой пары из общего контекста реализовано Рембрандтом как контраст света и тени, а силу эмоций воплощает вся гамма красного цвета. В этой напряженности остальные персонажи и предметы картины как бы растворяются, становясь скрытыми и различимыми одновременно. Композиция подчинена лишь одной цели: показать преобразующие мир человеческие чувства, получить их оправдание, продемонстрировать отцовскую любовь и сыновнее раскаяние, над которыми ничто не властно.
|