Рекордные торги Christie's "Старые мастера и живопись XIX века
- Рисунок Рафаэля продан за Ј29,2 миллиона -
Мировой рекорд на рисунок; Вторая по величине цена на работу (рисунок или произведение живописи) Старых Мастеров из всех, когда-либо проданных на торгах.
- Портрет кисти Рембрандта продан за Ј20,2 миллиона -
Мировой рекорд на произведение Рембрандта; Пятая по величине цена на работу (рисунок или произведение живописи) Старых Мастеров из всех, когда-либо проданных на торгах.
- Картина Доменикино продана заЈ9,2 миллиона —
Мировой рекорд на произведение Доменикино.
Выручка от торгов «Старые Мастера и живопись XIX века», прошедших 8 декабря 2009 года, составила Ј68,380,250 / $112,417,131 / €75,491,796. Данная сумма является самой крупной за всю историю торгов в данной категории. По итогам аукциона было продано 95% лотов (по выручке). Наибольшую активность в торгах проявили коллекционеры из Европы — они купили 46% всех лотов, США (43%), стран Азии и Ближнего Востока (11%).
Ричард Найт, руководитель международного отдела «Старых Мастеров и живописи XIX века» Christie's: «Как мы и ожидали, данные торги стали знаковым событием в истории рынка живописи Старых Мастеров. Помимо того, что выручка от торгов является беспрецедентно высокой, в рамках аукциона было установлено три выдающихся мировых рекорда. На протяжении всего года мы неоднократно наблюдали, что произведения искусства высочайшего уровня пользуются неизменным спросом среди коллекционеров. Одним из наиболее ярких примеров стала продажа в рамках февральских торгов в Париже, на которые выставлялась художественная коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, полотна Анри Матисса «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах», ушедшего с молотка за рекордную сумму в €35.9 миллионов. По итогам торгов 8 декабря были установлены ценовые рекорды на работы Рафаэля, Рембрандта и Доменикино. Это в очередной раз говорит о том, что когда мы имеем дело с редкими работами, прошедшими проверку временем, коллекционеры продолжают приобретать их для своих собраний, как только представляется подходящая возможность.
Топ-лотом аукциона стал рисунок Рафаэля (1483—1520), ушедший с молотка за Ј29,161,250 / $47,941,095 / €32,194,020, установив одновременно два ценовых рекорда — на самый дорогой рисунок в истории торгов и самую дорогую работу Рафаэля, став, таким образом, вторым в списке самых дорогих произведений (рисунков или произведений живописи) Старых Мастеров. Рисунок «Голова музы», являющийся подготовительным наброском к знаменитой фреске художника «Парнас», украшающей Станца делла Сеньятура в Ватикане. «Парнас» — одна из четырех фресок, выполненных Рафаэлем по заказу папы Юлия II около 1508—1511 годов. Эти росписи единодушно признаются одним из шедевров художника. Лот был выставлен на торги впервые за последние 150 лет и приобретен анонимным покупателем, делавшим ставки по телефону.
Бенджамин Пероннэ, руководитель международного отдела Старых Мастеров и живописи XIX века Christie's: «Рафаэль является одним из величайших живописцев в истории, и для нас большая честь выставлять на торги его рисунок. Он позволяет нам по-новому взглянуть на процесс работы гения, проследить становление его творческих идей. Помимо того, что рисунок «Голова музы» обладает несомненной художественной ценностью сам по себе, он имеет непосредственное отношение к созданию одной из самых известных фресок кисти Рафаэля, ставшей признанным шедевром. Рисунок сохранился в прекрасном состоянии и обладает выдающимся провенансом - его предыдущими владельцами были сэр ТомасЛоуренс и король Нидерландов Виллем II».
Поясной «Портрет мужчины», написанный Рембрандтом (1606—1669) в 1658 году, ушел с молотка за Ј20,201,250 / $33,210,855 / €22,302,180, установив мировой рекорд на произведение художника, став пятым в списке самых дорогих произведений (рисунков или произведений живописи) Старых Мастеров. До открытия предаукционной выставки Christie's полотно не появлялось на публике более 40 лет. Впервые портрет был выставлен на торги 14 мая 1930 года, по результатам которых он был продан за Ј18,500 — очень существенную по тем временам сумму.
Картина «Святой Иоанн Богослов»» кисти Доменикино (1581—1641), одно из самых значительных живописных полотен в стиле барокко из всех, что появлялись на рынке в последнее время, нашла своего покупателя за рекордную сумму в Ј9,225,250 / $15,166,311 / €10,184,676. Работа выставлялась на торги впервые за последние 100 лет.
Другие топ-лоты:
- Полотно Питера Брейгеля Младшего (1564/5—1637/8) «Фламандские поговорки»», содержащее более 100 сценок, иллюстрирующих богатство и комизм народного фольклора, было продано за Ј1,721,250 / $2,829,735 / €1,900,260 при эстимейте в Ј1—1,5 миллиона.
- Еще одна работа Питера Брейгелья Младшего (1564/5—1637/8) — «Проповедь святого Иоанна Крестителя» — ушла с молотка за Ј1,553,250 / $2,553,543 / €1,714,788. Начиная с XIX века и до настоящего момента полотно находилось в частной коллекции.
- Акварель «Корабли у скал Гибралтара» Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера (1775—1851)
была продана за Ј505,250 / $830,631 / €557,796 (эстимейт Ј250,000—350,000). Данная
работа стала топ-лотом секции британской живописи и акварели, суммарная выручка от которой составила Ј1,008,250, удвоив свой суммарный эстимейт.
Рафаэль (1483—1520), «Голова музы»
Рисунок Рафаэля является подготовительным наброском к его знаменитой фреске «Парнас»», украшающей Станца делла Сеньятура в Ватикане. «Парнас»» — одна из четырех фресок, выполненных Рафаэлем по заказу папы Юлия II около 1508 — 1511 годов. Эти росписи единодушно признаются одним из шедевров художника.
Рафаэль Санти (1483-1520) был одним из самых известных и влиятельных художников Высокого Возрождения. Живя во Флоренции в период с 1504 по 1508 годы, Рафаэль испытал сильное влияние работ Микеланджело и Леонардо да Винчи. В 1508 году папа Юлий II поручил Рафаэлю сделать росписи комнат (станц) в папском дворце Ватикана, для чего художнику пришлось переехать в Рим. В то же самое время по заказу папы Микеланджело расписывал свод Сикстинской капеллы, что подстегнуло соперничество между художниками и оказало влияние на стиль работы Рафаэля. Фрески, выполненные им в Станца делла Сеньятура, которую папа планировал использовать в качестве своей библиотеки, единодушно признаются величайшими произведениями художника. По словам сэра Джошуа Рейнольдса, «его [Рафаэля] гений, призванный светить и сиять как огонь, мог бы и не разгореться так ярко, если бы не искра, переданная ему Микеланджело».
Одна из четырех фресок в Станца делла Сеньятура носит название «Парнас». На ней изображен Аполлон в окружении девяти муз и поэтов. Рисунок, выставляемый на декабрьские торги Christie's, является картоном к изображению головы музы, расположенной третьей справа от фигуры Аполлона, в ее реальном размере (30,5 на 22,2 см). В процессе тщательнейшей подготовки к созданию фрески, Рафаэль, найдя основную композицию, создавал своеобразный трафарет, через который черной пастелью наносил на чистый лист бумаги пунктирные очертания будущего рисунка. Этот силуэт четко прослеживается на рисунке, вставляемом на торги; он помог художнику создать детально проработанный эскиз, который в свою очередь лег в основу работы над фреской. Рисунок позволяет нам проследить процесс, в ходе которого Рафаэль наносит поверх первоначального силуэта свободные, но в тоже время уверенные линии, добиваясь безупречного совершенства. Рисунок «Голова музы» позволяет нам иначе взглянуть на саму фреску, которая позднее была переписана, вследствие чего исказились некоторые из ее изначальных деталей.
Первое упоминание о рисунке датируется 1725 годом, когда он был включен в сборник гравюр Бернара Пикара под названием «Impostures Innocentes». В то время рисунок принадлежал известному голландскому коллекционеру Г. Уйленбреку (умер в 1741), который владел одной из обширнейших частных библиотек, а также собранием рисунков Старых Мастеров. Впоследствии рисунок находился в коллекциях сэра Томаса Лоуренса (1769-1830) и будущего короля Нидерландов Виллема II (1792-1849).
Рембрандт (1606—1669), поясной «Портрет мужчины»
«Портрет мужчины», написанный в 1658 году, был создан художником в непростой период его жизни - Рембрандту пришлось продать свой дом и переехать, так как за два года до этого он был признан банкротом. К этому времени у художника уже сформировался стиль живописи, который современные критики называют «поздним» и для которого характерны все более смелая манера письма и пристальное внимание к передаче света, цвета и фактуры. Помимо данной картины, до наших дней дошла только одна работа Рембрандта, датированная 1658 годом, — «Автопортрет», на котором художник изобразил себя в развороте на три четверти, находящийся в нью-йоркском частном музее Фрик.
Размер полотна, на котором изображен подбоченившийся мужчина, с устремленным на зрителя взором, составляет 107,4 x 87 см. Краска нанесена на холст широкими мазками, за свободой которых угадывается продуманный подход настоящего мастера, уделявшего большое значение передаче светотени. Личность изображенного на картине персонажа на сегодняшний день остается неизвестной, хотя его необычный наряд красноречиво говорит о том, что в Амстердаме он находился проездом. Ранее полотно называлось «Портрет адмирала».
Портрет включен в каталог-резонэ художника, составленный искусствоведом Корнелиусом Хофстеде де Гроотом в 1916 году, также на это издание впоследствии ссылаются главные исследователи творчества Рембрандта на протяжении всего XX века. Недавно полотно впервые подвергли тщательному исследованию, которое провел профессор Эрнст ван де Ветеринг, член организации, созданной для выявления подлинных работ кисти Рембрандта (Rembrandt Research Project).
Первое описание портрета встречается в каталоге выставки, проходившей в Британском институте в Лондоне в 1847 году, на которую полотно предоставил коллекционер Джордж Фоллиотт. Его племянник выставил картину на торги 14 мая 1930 года, по результатам которых она ушла с молотка за Ј18,500 — очень существенную по тем временам сумму. Вскоре картину частным образом приобрел коллекционер Джордж Хантингтон Хартфорд младший, главный наследник сети супермаркетов «Atlantic and Pacific», на протяжении долгого времени считавшийся самым богатым человеком в мире. Он приобрел картину, когда ему было 20 лет, и говорил о ней как о «самом великом портрете кисти Рембрандта из всех, что я когда-либо видел». В 1958 году он передал картину в дар Колумбийскому университету, где она висела в президентском кабинете. Во время студенческих демонстраций 1968 года портрет переместили в хранилище, а в 1974 году продали частному коллекционеру (выручка от продажи была направлена в благотворительный фонд университета). В последний раз зрители могли видеть картину в 1970 году в рамках выставки «Рембрандт, 300 лет спустя», проходившей в Детройтстком университете искусств.
Доменикино (1581-1641), «Святой Иоанн Богослов»
Специалисты склоняются к мнению о том, что полотно было написано по заказу Винченцо Джустиниани (1564-1637), одного из самых известных коллекционеров XVII века, и стало одним из самых значительных пополнений его собрания, включавшего в себя, помимо прочих работ, 12 полотен Караваджо.
Масштабное полотно, размер которого составляет 2,5 на 2 метра, является интерпретацией сюжета фрески, которую Доменикино выполнил в самой большой барочной церкви Рима, Сант-Андреа-делла-Валле. На картине, написанной предположительно вскоре после завершения работы над фреской (около 1627-29), изображен Иоанн Богослов, который позднее станет героем одной из самых известных работ Доменикино — фресок в часовне святого Януария кафедрального собора Неаполя. Впервые полотно упоминается в посмертной описи коллекции Джустиниани, составленной в 1638 году. Значимость полотна подчеркивает тот факт, что впоследствии оно было включено в большинство путеводителей XVIII века, а гравюру по его мотивам создал Жан Оноре Фрагонар.
Коллекция Джустиниани была раскуплена по частям в начале XIX века. Король Пруссии приобрел более 160 работ, которые вскоре стали частью собраний различных берлинских музеев. Другие работы из коллекции сегодня можно увидеть в лондонской Национальной галерее, Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в венском Музее истории искусств.
«Святой Иоанн Богослов» был привезен в Лондон из Парижа около 1806 года Алексисом Делаханте. Изначально полотно было куплено членом британского парламента и выдающимся коллекционером Ричардом Харт-Дэвисом, а впоследствии — Филиппом Джон-Майлзом, который заплатил за картину невиданную по тем временам сумму 12,000 гиней. Помимо картины Доменикино в коллекцию Джон-Майлза входили работы Рафаэля. Полотно Доменикино было выставлено на аукцион Christie's в 1899 году после смерти правнука Джон-Майлза и приобретено частным коллекционером, а на предстоящие торги выставляется его наследниками.
Доменикино (1581-1641) был одним из самых известных итальянских живописцев XVII века. В XVIII веке его полотно «Последнее причастие святого Иеронима», находящееся в Ватикане, считалось одним из лучших произведений мировой живописи, а самого художника сравнивали с Рафаэлем.
Источник: http://www.thegoodlife.ru/
|