Меню:

•Главная

•История живописи в XVIII в.

•Живопись Британии в XVIII в.

•Живопись России

•Нео-
классицизм


•Рококо

Художники:

•Д. Рейнольдс

•С. Щедрин

•Ф. Буше

•Каналетто

•Караваджо

•А. Ремси

•Б. Беллотто

•Дж.П.Паннини

•Ж.-А. Ватто

•Ж.-О. Фрагонард

Томас Гейнсборо







Наши новости


АФИША

Выставка
Марк Ротко: в неведомый мир
Живопись, графика
Выставочный зал Центр современной культуры «Гараж»,
23 апреля —14 августа
(495) 645 05 20, Образцова, 19а
Режим работы: пн-чт 11.00-21.00,
пт-вс 11.00-22.00
Вход 50-100 р.

Музеи-партнеры, Россия



Реклама:



Выставка «Вокруг света с мольбертом»: подробности

В России жанр художественных путешествий стал активно развиваться с конца XVIII столетия, когда Академия художеств начала отправлять в творческие командировки (пенсионерские поездки) не только исторических живописцев, но и лучших воспитанников по пейзажному классу. Цель пенсионерских поездок заключалась не только в знакомстве с художественными шедеврами, но и в создании своих собственных произведений.

Экспозиция выставки построена по географическому принципу: каждый из залов посвящен одной-двум странам, эпизоды повседневной жизни которых, зарисовки обычаев и нравов, пейзажи изобразили русские художники во время своих путешествий.

Первые два зала посвящены Италии, стране, чаще всего посещаемой русскими художниками в XIX веке. Семен Щедрин и Федор Матвеев, оказавшиеся в Италии первыми, запечатлели архитектурные и живописные красоты этой страны. Подражая европейским классикам пейзажного жанра, эти мастера оставили величественные полотна с изображением Рима и его окрестностей. Затем в Италию последовали Орест Кипренский, Сильвестр Щедрин, братья Карл и Александр Брюлловы, Александр Иванов, Иван Айвазовский, Александр Мясоедов и другие художники XIX столетия, работавшие не только в пейзажном, но в портретном и историческом жанрах, занимавшиеся скульптурой и архитектурой.

В Италии Щедрин делает то, чего он не мог позволить себе в Санкт-Петербурге, т.е. свободно выбирает мотивы, ему понравившиеся: простой люд на набережной Неаполя, пишет дневные и ночные сцены с рыбаками. Примерно так же поступают Карл и Александр Брюлловы, приехавшие в Италию в 1822 году за счет Общества поощрения художников. Карл Брюллов, исторический живописец и портретист, погружается в стихию итальянской жизни и пишет несколько картин о сборе винограда («Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя», 1827, «Итальянский полдень», 1827). Вопреки правилам Академии художеств, по которым картины писались в мастерских по утвержденным эскизам и этюдам, Карл Брюллов переносит весь процесс на природу. Размышляя о полотне на исторический сюжет («Последний день Помпеи»), художник увлеченно работает над множеством картинок из местной жизни. Будущий архитектор Александр Брюллов, помимо замеров античных памятников в Помпеях, изучения храмов на Сицилии и в Риме, тоже пускается в „жанровые приключения“. Он пишет уголки итальянских улочек, смешные сценки восхождения на Везувий компании русских путешественников. Такие зарисовки братьев Брюлловых пользовались большой популярностью как у русских, так и у иностранных путешественников. Петр Басин, приехав в Италию, много и упорно рисовал античные оригиналы в музеях Неаполя и Рима, делал копии с произведений художников Возрождения, написал несколько картин на мифологические и исторические сюжеты, вполне традиционные для академической живописи тех лет, а, кроме того - делал этюды с натуры. К концу XIX века художники начинают чаще обращаться к сюжетам из повседневной жизни обычных итальянцев (Павел Ковалевский «Раскопки в Риме»  1876). В портретной живописи глубже проявляется характер и настроение моделей (Павел Чистяков «Джованнина, сидящая на подоконнике» 1864).

В XX веке наряду с монументальными ансамблями в картинах и графических листах появлялись „непарадные“ улочки маленьких городков (Б. Анисфельд, А. Остроумова-Лебедева, П. Кончаловский и др.). Италия была популярна и у советских художников,  которые в 1950-е годы вновь получили возможность выезжать за пределы СССР: Сергей Герасимов создавал обобщенные образы городов: «Венеция. Вечер у Палаццо дожей» (1956 г.). Юрий Пименов отмечал частности, определяющие особую атмосферу жизни городов: «Венеция. Одинокая продавщица цветов» (1958 г.).

В зале, посвященном Франции, можно увидеть работы Ильи Репина («Дама, опирающаяся на стул» 1875 г), Константина Коровина («Париж.14 июля»1900-е гг), Натана Альтмана («Федька, уроженец Парижа»), Климента Редько («Утро. Старая парижская улица» 1927). Если в начале XIX века художники из России во Францию выбирались нечасто, то в конце XIX-XX веков именно здесь они могли больше узнать об импрессионизме, постимпрессионизме, кубизме и других новейших течениях изобразительного искусства. В 1935 году Александр Дейнека на свои средства предпринимает поездку за границу – во Францию, Италию, США. Его парижские работы «Парижанка» (1935), «Париж. В кафе» (1935) передают неповторимую атмосферу города. Кузьма Петров-Водкин пишет в Париже несколько портретов своей тогда еще невесты-француженки («Портрет жены художника», 1907).

Часть экспозиции посвящена Марокко. В 1930-х годах эту страну посещает Василий Шухаев, в результате появляется цикл картин о жизни, нравах и обычаях местных жителей. В эти же годы посещает Марокко и Зинаида Серебрякова («Марроканка в белом» 1928 г).

Неожиданным открытием для художественной общественности России 1820-х годов стали акварели и картины Максима Воробьева, созданные им по впечатлениям от Палестины. В начале XIX века в России об этой стране известно было немного. Приехав в Святую землю, художник непосредственно соприкоснулся с местами и памятниками, тогда еще не знакомыми туристам. Через два десятилетия после Воробьева посещают Палестину братья Григорий и Никанор Чернецовы, которые оставили около шестисот акварелей и картин, связанных с этой поездкой, и альбом литографий с краткими описаниями. В 1881-1882 годах  Василий Поленов путешествует по Египту, Сирии, Палестине, собирая материал для работы над картиной «Христос и грешница».

В зале, посвященном Египту, представлено монументальное полотно Константина Маковского, любимца царя Александра III, «Перенесение священного ковра в Каире», а также рисунки Карла Брюллова «Турчанка. Голова» и «По велению Аллаха раз в год снимается рубаха».

Василий Верещагин проводил длительное время в путешествиях на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину («В Иерусалиме. Царские гробницы», 1884), на Филлипины и Кубу, в Америку и Японию («Прогулка в лодке» 1903, «Японский нищий» 1903). Антон Легашов (1798–1865) был назначен художником при российской миссии в Китае и, прослужив в этой должности десять лет, оставил немалое наследие, посвященное Китаю. Его картины отсылались в виде подарков китайским вельможам и чиновникам.

И в XIX, и в XX столетиях русские художники (Николай Рерих, Семен Чуйков, Александр Чирков и др.) посещали Индию, Гималаи, Тибет, Китай, Цейлон, Японию. Живые наблюдения за обычаями, природой и людьми Индии и Персии оставил в своих изображениях и текстах Александр Салтыков, художник-любитель и путешественник. Важными для первой половины XIX столетия были рисунки и акварели, сделанные Павлом Михайловым  во время путешествия вокруг света с Фаддеем Беллинсгаузеном.

В XX веке стала популярна Испания. Александр Головин несколько раз бывал в Испании, выучил испанский язык, увлекался литературой, музыкой, искусством Испании. В течение 20 лет работал над серией «Испанок». В зале, посвященном этой стране его «Испанка на балконе»(1911), а также работы Петра Кончаловского «Испанский танец», «Матадор», Таира Салахова «Гранада»(1978), Евсея Моисеенко «Рыночная площадь. Испания» (1981).

В начале 1810-х годов дипломатом, художником-любителем Павлом Свиньиным было предпринято одно из самых ранних путешествий по Америке. Он первым из русских запечатлел Нью-Йорк со строениями, уже тогда возвышающимися как будущие небоскребы («Нью-Йорк». 1812–1813), церковь святого Павла, до сих пор сохранившуюся в этом городе. Посещая другие места в Америке, Свиньин подмечал разнообразие типов, религиозные обряды, особенности быта и социального устройства. В 1935 году  в Америке в творческой командировке побывал Александр Дейнека: его рисунки, акварели и живописные полотна рассказывают об особенностях жизни и образах американцев того времени («Негритянский концерт», «Нью-Йорк»). В разделе США также представлены работы современных художников: А. Заславского «Каток в Нью-Йорке» (2008), К. Худякова «О-ZERO» (2008) и других.

Во второй половине XIX, как и XX веке многие памятники архитектуры, природные красоты, этнографические особенности народов уже были известны по многочисленным гравюрам, как иностранным, так и русским. Появился фотоаппарат, во многом заменивший художника-репортера. В 1920–1940-е годы русские художники редко покидали пределы СССР. После смерти Иосифа Сталина, когда так называемый железный занавес начал приподниматься, возобновились зарубежные туристические поездки.

В последнем зале разместились плакаты и буклеты ВАО «Интурист» 1930-х годов из частной коллекции, призывающие иностранцев приезжать в СССР. На ярких полотнах -  реклама здравниц Крыма, Баку, достопримечательностей Ленинграда и приглашение на Московский театральный фестиваль 1936 года, а также работы современных художников, в том числе стилизация под советские плакаты Игоря Баскакова «Русские сезоны» (2009), «Ты побывал в Куршевеле?» (2009). На выставке будут демонстрироваться уникальные фильмы об иностранном туризме в России 60-80-х годов, а также специально подготовленные к выставке видеоматериалы.

 

 

Британская живопись XVII столетия

Сайт посвящен живописи 18-го века, направлениям в искусстве этого времени, а также художникам классицизма. При перепечатке материалов просьба оставлять активную ссылку на наш сайт. Копирайт преследуется по закону
admin@18sent.ru

Rambler's Top100