Новая экспозиция «РУССКОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКА»
25 июня 2010 года в Архангельском музее изобразительных искусств открылась новая экспозиция «РУССКОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО XVIII – НАЧАЛА XX ВЕКА». Она представляет около 300 живописных, графических и скульптурных работ из собрания Музейного объединения и отражает основные этапы и направления в развитии русского изобразительного искусства за три века.
Музей обладает редкой коллекцией портретов первых Романовых, которыми и открывается экспозиция. Когда-то эти портреты украшали стены архиерейского дома, построенного при епископе Вениамине в 1784 году, вблизи Михайло-Архангельского монастыря. Он создал там два зала с портретами русских царей и императоров, а также лиц высшего духовного сана.
В екатерининское время такие галереи можно было видеть во многих губернских городах, в собрании графа Орлова в Петербурге, графа Шереметева в Москве. Сейчас им похвастаться может только шереметевское собрание и Архангельск.
XVIII век представлен замечательными полотнами Ф.С.Рокотова, В.Л.Боровиковского, Л.С. Миропольского, Ж-Л Вуаля, Ж.-Б.Лампи. В собрании архангельского музея есть портрет Даниила Бернулли, швейцарского учёного, одного из создателей Российской Академии наук. Именно этот портрет находился когда-то в Петербурге, в зале заседаний Академии рядом с портретом М.В. Ломоносова.
В белом зале шедевры К.П.Брюллова, В.А.Тропинина, А.Г.Венецианова, Д. Доу. Здесь же портреты блестящих русских офицеров, гражданского губернатора Москвы Н.В.Обрескова, участвовавшего в Бородинском сражении и барельефы Ф.Толстого, посвящённые войне 1812 года. Впервые экспонируется бюст графа Ф.Е. Ангальта, директора первого кадетского корпуса, правление которого считается золотым веком в истории корпуса.
Залы Академии художеств дают полную картину русской академической школы. В них четыре работы кисти И.К. Айвазовского, в том числе большое полотно «Ниагарский водопад», написанное в год смерти автора и впервые представленное зрителю. В ряду шедевров академического зала пейзажи И.И.Шишкина, И.И.Левитана, В.Д.Поленова, А.П.Боголюбова.
В новой экспозиции появилась возможность организовать зал акварельной живописи с лучшими работами акварелистов пушкинской поры. Особый интерес вызывают акварели В.Е. Галямина, изображающие Архангельск 1826 года.
Художники критического направления русской живописи представлены именами А.К.Саврасова, Н.В.Неврева, Л.И.Соломаткина, А.А.Попова, В.Н.Бакшеева. Большинство из работ художников-передвижников И.Н.Крамского, К.В.Лемоха, братьев Маковских, И.Е.Репина, А.Д.Литовченко, находящихся в экспозиции, когда-то демонстрировались на выставках Товарищества. В зале исторической живописи полотна М.В.Нестерова, В. и А. Васнецовых, А.П. Рябушкина, В.И.Сурикова, К.В.Лебедева.
Залы первого этажа посвящены искусству начала XX века. Это время отмечено сменой стилей и направлений, возникновением различных группировок и объединений, многообразием творческих дарований. Экспозиция дает возможность увидеть основные тенденции в развитии русского искусства предреволюционной поры. Поздние передвижники представлены произведениями И.Е.Репина, Н.А.Касаткина, К.А.Савицкого, Н.П.Богданова-Бельского.
Художников группы «Мир искусства» (1898 г.) объединяло увлечение прошлым, в котором они находили гармонию и красоту, противопоставляя его современности. А.Н. Бенуа, А. Арапов, П. Наумов, Н Рерих, Ю. Анненков – каждый по-своему решал эту тему.
«Союз русских художников» (1903 г.), в состав которого входили в основном московские живописцы, развивал традиции национального русского пейзажа. Всё это отображено в работах К.А.Коровина, П.И.Петровичева, Л.В.Туржанского, К.Ф.Юона, А.Е.Архипова.
Новое поколение художественной молодежи искало собственные пути в творчестве и стремились выразить своё мироощущение в череде неизбежных социальных потрясений. Самым эпатирующим станет объединение «Бубновый валет», первая выставка которого состоялась в 1910 году. Проповедуя идеалы французского постимпрессионизма, следуя за Сезанном, «бубновалетовцы» своим излюбленным жанром сделали натюрморт (П.П.Кончаловский, И.И.Машков, Р.Р.Фальк, Д.Д.Бурлюк).
Эстетическая программа объединения «Голубая Роза» прочитывается в работах Павла Кузнецова. Полотна «Лето в степи», «Постройка кошары», написанные в лучший период его творчества, отличаются простыми, но выразительными композициями.
Рубеж XIX-XX веков был временем художественного освоения Русского Севера. Его открыли для себя К.А.Коровин и В.А.Серов, путешествуя в 1894 году по Архангельской губернии и Мурманскому побережью. В новой экспозиции выделен целый зал, посвящённый творчеству русских художников на нашем Севере, где можно увидеть работы К.А.Коровина, П.П.Кончаловского, А.Е.Архипова, В.В.Переплётчикова, Б.М.Кустодиева, В.И.Зарубина, К.И.Горбатова. В центре зала помещена скульптура «Отрок Ломоносов на берегу моря», отлитая из бронзы в 1987 году с оригинальной мраморной скульптуры (1845) работы А.А.Иванова из собрания ГРМ специально для нашего музея.
Экспозиция «Русское классическое искусство XVIII – начала XX вв.» создавалась с использованием новых музейных технологий, современного музейного оборудования с применением осветительных систем итальянской компании «Мартини». Грамотное музейное освещение позволило подчеркнуть уникальность каждого экспоната, способствует сохранности экспонатов и даёт зрителю возможность эстетического восприятия каждого предмета.
Каждый зал несёт на себе смысловую нагрузку, а интерьеры и дизайн каждого зала соответствует эпохе создания произведений русского искусства.
По материалам: museum.ru
|