Кировский художественный музей отмечает столетие
Одно из старейших провинциальных художественных собраний отмечает столетие выставкой в столичной галерее. И это неслучайно, в создании Кировского музея участвовали знаменитые московские коллекционеры – Морозов и Щукин. Благодаря им музей может гордиться уникальными работами русских и зарубежных мастеров живописи, графики, скульптуры. «Искусство XX века» - самое востребованное сегодня на арт-рынке – составило и юбилейную экспозицию Кировского музея.
Еще в 1910-м году, когда создавался Вятский художественный музей, его устроители решили, что его собрание по качеству работ не должно уступать московским коллекциям. Каким будет музей, решал Николай Машковцев- художественный критик, сотрудник Третьяковской галереи. К тому же он заведовал отделом провинциальных музеев при Наркомпросе и во многом создавал коллекцию на свой вкус, который оказался безукоризненным. В 20-30-е годы в его коллекции кроме передвижников оказались картины авангардистов. В это время Малевич и его ученики часто устраивали выставки в русской провинции. Так с 21 –го по 23-й годы они прошли в районных центрах Вятской губернии. В них принимали участие Родченко, Удальцова, Клюн, Степанова.
«Что больше всего удивляет и до сих пор, что в то время они были поняты и признаны в провинции. И на какой-то момент они остались в тех маленьких уютных музеях», - рассказывает куратор выставки Любовь Горюнова.
В 30-е годы многие из работ авангардистов попали в Вятский музей. Правда, просуществовали они там не долго. Когда началась борьба с формализмом, от них старались избавляться. В хрущёвскую оттепель изгнанные картины вновь стали возвращаться в музей. Но их долгое время держали в запасниках. Лишь в 90-е годы об их существовании узнали не только в России, но и за рубежом. Одним из учеников Малевича был вятский художник Юрий Васнецов.
«В 37-м году он показал работу «Рыба-кит». И его назвали художником- формалистом. И он всю жизнь на живописи поставил крест. И только после смерти художника в 1973-м году впервые стали устраивать его персональные выставки и увидели его живопись», - говорит Любовь Горюнова.
В коллекции музея оказались картины Андронова и Осмеркина, Попкова и Нисского. Обычно, сотрудники музея приобретали их непосредственно в мастерских . Часто художников приходилось уговаривать, так как многие не хотели расставаться со своими работами. Так было с Никитой Федосовым. Одним из лучших колористов XX века.
От авангарда до постмодерна, от хрестоматийных имён до неизвестных широкой публики - весь двадцатый век в лучших произведениях художников XX века. Коллекция продолжает пополняться лишь высококлассными работами.
|